Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Детский сад "Аленушка" г.Верещагино

Проект "Финансовая грамотность дошкольников"

 

 

Приказ Министерства образования и науки Пермского края "О реализации краевого проекта "Читаем вместе" и Паспорт краевого проекта "Читаем вместе"

 

 

 

 

 

 

Чем больше ты читаешь, тем наиболее хорошим рассказчиком ты становишься.

 

Стэн Ли

 

 

ПАСПОРТ

 проекта "Читаем ВМЕСТЕ"

За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.

«Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» - говорится в преамбуле "Национальной программы поддержки и развития чтения", разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г.г. (далее - Программа).

В Программе феномен чтения рассматривается комплексно. Предполагается, что реализация Программы поможет изменить отношение к книжной, читательской культуре и приведет к повышению интеллектуального потенциала, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России.

Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература — неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Значимость проекта "Читаем ВМЕСТЕ" (далее - Проект) обуславливается рядом факторов:

первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Совместное семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения;

семейное чтение готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства;

семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения ребенка во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью;

регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей;

семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку;

семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений;

чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью).

В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух - прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Актуальность Проекта заключаются:

в возрождении, начиная с раннего возраста, традиции совместного семейного чтения;

в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;

в создании мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).

 

 

Структура проекта

Содержание

 

Наименование проекта

 

Читаем ВМЕСТЕ

Ц   Цели проекта

 

1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения.

2.Развитие интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста.

3. Создание условий для широкой возможности книгообмена между читающими семьями, включая bookcrossing (книговорот).

З   Задачи проекта

 

1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.

2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.

3.Содействовать воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях пермских писателей и поэтов для детей.

4. Создать мобильные библиотеки для детей и взрослых, а также использование технологии обмена книгами (bookcrossing) в дошкольном образовательном учреждении.

     Тип проекта

 

Практико-ориентированный

    Участники проекта

 

Педагоги, родители, воспитанники МБДОУ «Детский сад № 2».

     Сроки реализации

      проекта

 

Июнь 2017 г. - Июнь 2018 г.

     Методическое

    сопровождение

     реализации проекта

 

Осуществляется  управлением образования Верещагинского муниципального района Пермского края и МБДОУ «Детский сад № 2»

 

     Реализация Проекта:

Организационный

этап: июнь - июль

2017 г.

Цель этапа:

    Разработка перспективного плана реализации Проекта

1. Изучение методической литературы по тематике Проекта.

2. Разработка плана реализации Проекта МБДОУ «Детский сад № 2».

3. Утверждение плана по реализации Проекта. Подготовка развивающей предметно- пространственной среды в группах и образовательных учреждениях для реализации Проекта.

5. Организация и проведение вводного мониторинга, анкетирования родителей (законных представителей) и детей (Приложение 1).

6. Информирование населения о ходе реализации Проекта через создание вкладки на сайте образовательного учреждения и трансляции в средствах массовой информации.

Внедренческий этап:

август 2017 г.- май

2018 г.

Цель этапа:

приобщение детей и родителей (законных

  представителей) к культуре чтения художественной

    литературы, ознакомления с творчеством писателей, в том числе пермских.

Возрождение традиции семейного чтения

Содержательные линии реализации проекта:

Линия I: «Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения):

- «Читаем ВМЕСТЕ»;

- «Мама, почитай-ка»;

- «Папа, почитай-ка»;

- «Все Пушкина Читают»;

- «Читаем Пермскую Книгу»;

- «Читаем Стихи»;

- «Раз, два, три. Четыре, пять - начинаем Мы Читать» и др.

Линия II: «Навигатор в мире детских книг»

(составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей):

- «А Что читаете Вы?»;

- «Читать - Это Модно» и др.

Линия III: «Организация мобильных библиотек»,

включая bookcrossing (книговорот) между читающими:

- «Есть Книга - Есть Будущее»;

- «Читаем Сами»;

- «Одна книга - одна семья»;

- «Читаем Книгу - Познаем Мир»;

- «Моя Первая Книга» и др.

Линия IV: «Рекламный микрофон» (продвижение

забытых детских книг, анонсы книжных новинок и др.)

Линия V: «Юбилейный литературный календарь»

(юбилеи детских писателей - Приложение 3).

Линия VI: «Книжная карусель» (фестивали,

конкурсы, викторины, акции, недели детской книги,

праздники, квесты, флешмобы и др.) (Приложение 4).

Перечень обязательных мероприятий в ходе реализации Проекта

Акция «Оnliпе-Чтение» - («Урок вежливости от С. Я.Маршака)

Акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС) организовать вечернее совместное чтение, поставив на  подоконник осветительный прибор, в Пермском крае горят в домах литературные огоньки.

Флешмоб «Шагал один чудак», посвященный 90 - летию пермского писателя Л. И. Кузьмина

Акция «От Пушкина до Пушкина» - (Пушкинский день - день русского языка)

Организация промежуточного мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей (декабрь 2017 г.).

 

Рефлексивный этап:

июнь 2018 г.

Цель этапа:

выявление лучшего опыта работы образовательных

организаций по возрождению традиции семейного чтения

 

1. Формирование пакета документов, включающий:

- методические рекомендации по организации совместного детско-родительского чтения,

- кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта.

2. Организация итогового мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей.

3. Отчет о ходе реализации Проекта

 

Ожидаемые

результаты

________________________

 

 

 

Периодичность

проведения

мониторинга,

анкетирования

осуществляется 2 раза

 (на входе и по завершению Проекта

1. Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературе.

2. Возрождение традиции семейного чтения не менее чем в 50 % семей от числа семей, посещающих образовательные организации.

3. В МБДОУ «Детский сад № 2» современной формой образования является культурная практика – «Читаем ВМЕСТЕ».

4. В МБДОУ «Детский сад № 2» созданы условия для организации мобильных библиотек, включая технологию bookcrossing (книговорот).

 

                                                                                           

 

                                                                                          Приложение № 1

 

 

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение очень важно

для нас.

1.Существует ли на Ваш взгляд необходимость прививать у детей дошкольного возраста интерес к чтению?

 2.По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение - это (нужное отметить)

- литература, интересная для всех членов семьи,

- обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью,

- чтение вслух для всех членов семьи,

- книги для каждого члена семьи отдельно,

- когда все члены семьи заняты чтением.

4.Есть ли у Вас дома библиотека, и что она собой представляет?

- несколько книжных полок;

- книжный шкаф;

- стеллажи с книгами;

- другое.

5. Часто ли вы читаете ребенку книгу?

- каждый день;

- каждый вечер перед сном;

- когда просит;

- иногда.

6.Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему непонятны слова или какая-

либо ситуация в произведении?

ДА   НЕТ   ИНОГДА

7.0бсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги?

ДА   НЕТ   ИНОГДА

8.Может ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать прочитанное

произведение, описать фрагмент из произведения?

ДА   НЕТ    НЕ ВСЕГДА

9.Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

ДА   НЕТ    НЕ ЗНАЮ

10.Есть ли у Вашего ребенка любимые книги? Какие?

11 .Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

12.Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

 

 

 

                                                                                    Приложение № 2

 

 

 

 

Пермские писатели детям

 

1. Астафьев Виктор Петрович

2. Бианки Виталий Валентинович

3. Воробьев Владимир Иванович

4. Давыдычев Лев Иванович

5. Домнин Алексей Михайлович

6. Кузьмин Лев Иванович

7. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

8. Пермяк Евгений Андреевич

9. Телегина Валентина

10. Трутнева Евгения Федоровна

11. Христолюбова Ирина Петровна

12. Ширшов Борис Валентинович

 

                                                                                    Приложение № 3

 

 

Юбилеи детских писателей

 

01.01.1927-24.11.1988

 

Л. Давыдычев

 

18.01.1882-31.01.1956

 

Алан Милн

 

24.03.1907-1996

 

Лидия Чуковская

 

31.03.1882-28.10.1969

 

К.И. Чуковский

 

31.05.1892-14.07.1968

 

К. Паустовский

 

31.10.1902-17.08.1982

 

Е. Пермяк

 

3.11.1887-4.07.1964

 

С.Я. Маршак

 

4.11.1907-28.01.2002

 

А. Линдгрен

 

27.11.1947-

 

Г. Остер

 

22.12.1937-

 

Э. Успенский

 

06.01.1928-01.04.2000

 

Л. Кузьмин

 

12.01.1928-16.05.1703

 

Шарль Перро

 

04.02.1873-16.01.1954

 

М. Пришвин

 

28.02.1913-27.08.2009

 

С.В. Михалков

 

27.05.1903-24.04.1989

 

Е. Благинина

 

09.09.1918-07.11.2000

 

Борис Заходер

 

25.10.1938-11.01.2016

 

И. Христолюбова

 

23.11.1908-26.07.1976

 

Н. Носов

 

1.12.1913-6.05.1972

 

В. Драгунский

 

5.12.1803-15.07.1873

 

Ф. Тютчев

 

 

 

 

 

                                                                                             Приложение № 4

 

 

Интересные события календаря

8 января

День детского кино

21 февраля

Международный день русского языка

3 марта

Всемирный день писателя

21 марта

Всемирный день поэзии

27 марта

Международные день театра

2 апреля

Международный день детской книги

23 апреля

Всемирный день книги и защиты авторских прав

10 мая

100 лет со дня основания Российской книжной палаты

24 мая

День славянской письменности и культуры

27 мая

Общероссийский день библиотек

1 июня

Международный день защиты детей

5 июня

День эколога и всемирный день окружающей среды

6 июня

День рождения А.С. Пушкина

8 июля

День семьи, любви и верности

8 сентября

Международный день грамотности

31 октября

115 лет Евгению Пермяка

3 ноября

130 лет С.Я. Маршака

6 ноября

165 лет М.- Сибиряку

14 ноября

110 лет А. Линдгрен

20 ноября

Международный день прав ребенка

27 ноября

70 лет Г. Остера

Последнее

воскресенье ноября

День матери

22 декабря

80 лет Э. Успенскому

 

 

 

Почему дети не любят читать?

Зачем читать

Что читать

Как читать детям от 3 до 7 лет

Как читать детям от 1 до 3 лет

 

Памятка для родителей     «СЕМЬЯ И КНИГА»

·      Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

·      Семьяэто особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

·      Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

·      Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

·      Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

·      Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

·      Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

·      Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

·      Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

·      Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

·      Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

 

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

     Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

     Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

     Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

     Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

     Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

     Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

     Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

     Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

     Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

     Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

     Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

 

Как организовать домашнее чтение

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И. Чуковский

-Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

-В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

-Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

-Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

-Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

-Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

-Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

 

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

·      Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

·      Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

·      Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

·      Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

·      Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

·      До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

·      Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

·      Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

·      Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

·      Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

     Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

     Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

     Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

     Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

     Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

     Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

     Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

     Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

     Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

     Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

     Воспитывайте бережное отношение к книге.

     Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"